Мораль, этика – это философские категории, а не экономические термины. Для многих этика и бизнес – понятия скорее взаимоисключающие. Этика как философская наука изучает мораль. Этика бизнеса изучает проблемы, которые встают перед нравственным человеком, который занимается бизнесом и который должен свои моральные нормы подчинить деятельности и целям торгового предприятия и соотнести свои интересы с интересами инвесторов, работников, заказчиков и поставщиков.
В своей книге «Основы маркетинга» Филипп Котлер предлагает вниманию 14 затруднительных с этической точки зрения ситуаций, в которых нужно принять решение. Вот некоторые из них:
«У одного из ваших дилеров на важной сбытовой территории недавно начались неурядицы в семье, и показатели его продаж упали. В прошлом это был один из самых лучших клиентов. Как скоро войдет в норму его семейная жизнь, неясно, есть возможность заменить его. Как вы поступите?»
Или другая ситуация и вопрос из книги Котлера:
«Вы беседуете с женщиной, которая еще совсем недавно была руководителем отдела продаж в конкурирующей фирме, и считаете, что ее можно взять на работу. Она с удовольствием расскажет вам обо всех планах конкурента на предстоящий год. Как вы поступите?»
Подобного рода вопросы возникают ежедневно в жизни каждого руководителя, и многие принимают решения, не задумываясь об их морально-этической стороне. Довольно часто предприниматели видят в своих клиентах только источник получения дохода, а не своего собрата по общему делу. Предприниматели и менеджеры принимают решения, основываясь на их экономическом обосновании. Для многих действие можно считать этически оправданным в том случае, если оно приносит выгоду или пользу предприятию. Просчитать последствия, определить, чьими интересами поступитьс,я – трудоемкая, а иногда невыполнимая задача. Многие вопросы остаются риторическими.
Как совместить мораль и бизнес? Мораль и бизнес совместимы настолько, насколько человек способен согласовать их ценности. Абсолютизация выгоды приглушает ориентацию на нравственные принципы, но также справедливо и то, что ориентация только на добро парализует волю бизнесмена, делая его нежизнеспособным в его сфере деятельности. Носителем этого противоречия является сам человек, и от его нравственной культуры зависит примирение этих противоположностей.
У руководителей компаний сферы продаж технических средств безопасности также ежедневно возникают морально-этичные проблемы и вопросы, схожие с вопросами из книги Котлера.
– Насколько этично завышать технические характеристики продуктов в рекламных целях или рекомендовать клиентам купить не то, что соответствует его реальным требованиям, а активно сбывать залежавшийся товар на складе.
– Этично или нет производителю или поставщику какого-либо бренда лоббировать интересы одного из дилеров, предоставляя ему дополнительные скидки и другие преференции.
– Правильно ли для вендора вести переговоры с клиентами своего же дистрибутора о прямых контрактах в ущерб интересам существующего партнера.
– Уместен ли шантаж? Часто поставщики, которые занимают важное место в товарообороте покупателя, начинают им манипулировать, предлагая отказаться от других товаров того же сегмента. Или же предлагают невыгодные коммерческие операции под угрозой прекращения сотрудничества.
– Нормально ли менять договоренности в одностороннем порядке, учитывая только свои интересы, создавая новых дистрибуторов на одной территории, которые начинают жестко конкурировать.
– Можно ли позволять себе демпинг? Во многих торговых марках существуют правила предоставления максимальных скидок, и они зафиксированы в договорах, которые подписывают руководители компаний. Можно ли нарушить эти правила и обманывать своих коллег, чтобы заполучить клиента?
– Этично ли полное копирование идей, решений и стратегии своего конкурента?
Вот ряд вопросов, над которыми может задуматься руководитель компании. Очень часто бизнесмены проводят параллели между бизнесом и игрой.
Бизнес как игра. Этичен ли блеф в бизнесе?
Садясь играть в покер, игрок знает, что он готов обмануть и быть обманутым. Обман становится искусством, и выигрывает тот, кто искуснее. Окончив игру, ее участник возвращается в другую, общечеловеческую систему правил, где у него другие цели, другие ценности. Возможно, точно так же обстоит дело и с бизнесом, в котором свои правила игры и представления о справедливости, согласующиеся с целями предпринимателей и с готовностью выиграть или проиграть. Может быть, от бизнесменов точно так же, как от игроков в покер, бессмысленно требовать общегражданской морали в их игре – бизнесе?
Этика относительна и зависит от многих обстоятельств. Наедине с собой человек может придерживаться одних принципов, а в какой-то ситуации он может склоняться к другим: руководитель должен соотносить свои личные чувства и коммерческие интересы компании. Именно поэтому мы часто слышим фразу «Ничего личного, это только бизнес». Осуждая какие-то действия, следует рассматривать всю ситуацию и роль человека в ней.
Наиболее полное воплощение этики бизнеса приходится на корпоративную культуру современных западных компаний, но очень много российских бизнесменов отвергают идеалистические трактовки бизнеса как честной конкуренции и игры по общим для всех правилам, а воспринимают бизнес как битву на выживание.
Бизнес как война. Цель оправдывает средства?
Для многих бизнес, как и война, – это прежде всего искусство манипуляции сознанием масс. И если кто-то идет на войну или в бизнес, то понятия добра и зла, честности или нечестности нужно применять только с целью манипуляции. Такие бизнесмены верят, что военные методы ведения бизнеса дают им неоспоримые преимущества перед конкурентами, обучавшимися по западным книгам, для которых бизнес – это мирные переговоры джентльменов.
По их мнению, как на любой войне, в бизнесе побеждают не наивные романтики, верящие в высшую справедливость и честный бизнес, а те, кто готов вступить в смертельную схватку с противником и драться до конца. Приверженцы военных методов в бизнесе считают, что только так можно заработать большие деньги.
Каждый бизнесмен решает сам, что ему нужно и по какому пути пойти.
Я не вправе решать, что есть добро или зло, но очень бы хотелось, чтобы было больше честности, порядочности и открытости в отношениях между партнерами. Огромное количество сделок совершается на основе взаимного доверия. Доверие – фундамент бизнеса, поскольку никакой договор не в состоянии предусмотреть всех возможных нюансов. Обман доверия может стоить несоизмеримо дорого. Предприниматель не более и не менее нравствен, чем большинство граждан данного общества, и сам для себя решает, переступить или не переступать свой внутренний барьер.
Но мне кажется, что человек, в котором есть вера в добро и справедливость и воспитан стыд за нечестные поступки, вряд ли способен строить свой бизнес на обмане других.
|