Революция форматов, а именно переход от аналоговых
систем к сетевым, которая наблюдалась в видеонаблюдении
в конце нулевых годов, в домофонных системах так и не
случилась. Причин тому две. Первая: аналогового формата
достаточно для распознавания лица с расстояния вытянутой
руки – основного ракурса в домофонных системах. Вторая:
более консервативный потребитель систем, возможность
поговорить с посетителем и открыть замок – этого достаточно подавляющему большинству. Но процесс замещения
аналоговых систем сетевыми неизбежен, так как преимущества последних при условии удешевления дадут свой
эффект обязательно.
В чём они, эти преимущества? Их немало. Возможность
строить более сложные домофонные структуры. Большее
разнообразие идентификаторов доступа. Самый современный дизайн и мощный функционал вызывных панелей и
абонентских структур. Появляется возможность интеграций
с другими инженерными системами, выстраивание «умного
дома» на базе домофонной системы в квартире. И, конечно же, за счет программного обеспечения управляющей
компании можно выстраивать экосистему всего жилого
комплекса, что является, пожалуй, основным трендом
развития инженерных систем. В этой статье поговорим о
разнообразии идентификаторов доступа.
Различаются два подхода к доступу: СКУД или домофония.
Требования к СКУД практически всегда намного строже.
Для того, чтобы избежать саботажа системы, в последнее
время часто вводятся в действие принципы двухфакторной
идентификации (например, карта и распознавание лица) и
устройства для ограничения прохода (турникеты / шлюзы).
Для домофонной системы важно просто пресечь возможность попадания случайного человека в жилые подъезды,
эти требования также неуклонно растут, но многие из нас
помнят то время, когда домофонов не было вообще.
В многоквартирных домах последнее время массово устанавливают координатные домофоны, и причина тоже
понятна – низкая цена. Но более дорогие, сетевые решения уже нашли своего потребителя, и будущее конечно за ними, так как
именно они предоставляют все современные возможности, которые уже
востребованы и жильцами, и эксплуатационными службами. Функционал
современных сетевых домофонов заключается, в первую очередь, в активном
участии в построения экосистемы ЖКХ в рамках жилого комплекса, которая должна включать в себя интеграцию различных инженерных систем с
разграниченным доступом к информации от этих систем, как жильцов, так
и управляющих компаний, с доступом как локально, так и удаленно, через
облачные технологии. А также – в непрерывно появляющихся новых и модернизирующихся старых способах доступа. Об этом сегодня и поговорим
– о современных способах доступа в домофонных системах.
Кажется, совсем недавно на подъездах домов появились простые кодовые
замки, на которых через пару месяцев по потертостям на кнопках становится
виден код для входа в подъезд. Сейчас двери в подъезд открываются с
мобильного телефона или с помощью распознавания лиц. Современный
многоквартирный дом – это кондоминиум, то есть несколько домов, где,
помимо квартир, есть еще и места общего пользования – парковки, детские
площадки, библиотека, гимнастический зал, бассейн, кинотеатр, помещения
для охранников.
Какие же способы доступа существуют в современных домофонных системах?
Механический ключ – традиционное средство ограничения доступа, имеется
также в цифровых замках. Может применяться дополнительно к домофонной
системе как дополнительный замок.
Кодовая комбинация (PIN-код) – комбинация цифр (иногда и букв) для
открытия дверей, используется в основном в многоабонентских вызывных
панелях.
Карта доступа – используется карта, которая поддерживается вызывной
панелью. Это могут быть различные форматы – Touchmemory, E-marin,
Mifare и др.
Распознавание отпечатка пальца (дактилоскопия) – используется в цифровых замках и в многоабонетских вызывных панелях.
Распознавание лиц – используется в цифровых замках, в многоабонетских
вызывных панелях, различают 2D и 3D распознавание лиц.
Мобильный телефон – технологии BLE или NFC и специализированные
мобильные приложения делают возможным использовать мобильный
телефон как идентификатор.
Разговор с консьержем – вызов с панели идет консьержу, именно он принимает решение об открытии двери, домофонная система иногда позволяет
во время звонка посетителя консьержу параллельно позвонить абоненту.
Вызов квартиры локально на абонентское устройство – традиционный
способ открытия двери с помощью специальной кнопки на абонентском
устройстве.
Вызов квартиры удаленно на мобильное устройство – с помощью облачного сервиса вызов перенаправляется на мобильное приложение, которое
позволяет осуществить видеосвязь с посетителем и открыть дверь.
Временная ссылка – гиперссылка, которая предоставляется посетителю
жильцом, при ее использовании на смартфоне появляется возможность
открыть определенные двери или шлагбаумы в определенное время.
QR-код – предоставляется посетителю жильцом, позволяет открыть дверь
на определенной вызывной панели, настраивается количество проходов и
временной диапазон.
Попробуем разобраться, где эти способы доступа применяются.
Условная схема современного жилого комплекса представлена на рисунке 1.
|