Журнал ТЗ № 5 2021 |
  бюро находок  
  Где искать        
наши издания
наши анонсы






2021
№ 5
статьи



Журнал ТЗ № 5 2021



Раздел: ФАКУЛЬТЕТ ПСИХОДИАГНОСТИКИ
Тема:
Автор: Герман ТЕПЛЯКОВ, бизнес-антрополог

Этика психодиагостики Выпуск 2. Не навреди



В прошлом выпуске (№ 4-2021) мы начали разговор об основных принципах психодиагностики.
И в первую очередь поговорили о том, что никакой предопределённости не существует. Есть только предрасположенность к тому или иному типу поведения.
Однако есть ещё более важный принцип психодиагностики — этика.

И здесь мы будем чётко придерживаться главного постулата медицины: прежде всего не навреди (primum non nocere), так говорили врачи ещё в античные времена.

Это не другое

На первый взгляд можно предположить, что психодиагностика, проведённая не корректно и не профессионально, несёт менее тяжкие последствия, чем в подобных случаях медицинская диагностика. То есть, «это другое». Отнюдь. По степени своей ответственности эти действия вполне сопоставимы. Впрочем, нет. Использовать результаты психологических исследований в неблаговидных целях куда проще, чем данные медицинских тестов.

Давно и хорошо известен интерес спецслужб к состоянию физического и психического здоровья важных для них персон (прежде всего – глав государств). Поскольку выкрасть результаты анализов не всегда представляется возможным, идёт настоящая охота за следами жизнедеятельности таких людей.

И это — не только про исследование слюны на окурках и экспертизу потожировых отложений. Чего стоят «унитазы особого назначения», которые впервые были разработаны ещё в ведомстве Берии. Секреты этих устройств в эпоху Хрущёва попали в ЦРУ, и, по воспоминаниям ветеранов разведки, за «выбросами» мировых лидеров охота шла азартнее, чем за самыми важными документами.

Что, впрочем, не удивительно. Ведь по характеру анализов хороший врач может легко определить состояние здоровья человека, а очень хороший врач ещё и составит психологический портрет. Да ещё к тому же даст точный прогноз в отношении как здоровья, так и поведения.

Результатами психодиагностики можно распорядиться и по-другому. Вспоминается случай, когда после завершения курса «Визуальные коды человека» к автору подошла одна из участниц, молодая девушка. Она поблагодарила за новые знания, и показала на экране своего смартфона изображение парня. «Это мой бывший, — сообщила она. — Теперь я знаю, как ему больнее сделать».

К сожалению, такие случаи предотвратить практически невозможно. Нельзя перестать раскрывать секреты психодиагностики лишь потому, что кто-то может воспользоваться полученными знаниями во вред другим. Ведь никому не придёт в голову запретить кухонные ножи, хотя в 70% случаев бытовых убийств именно они являются орудиями преступления.

Два слоя психодиагностики

Вернёмся в бизнес-среду. Здесь есть один важный этический момент. Дело в том, что сведения, которые получает психодиагност при выполнении корпоративного заказа, делятся на два слоя. То, о чём пойдёт речь дальше, вызывает самый широкий спектр мнений и эмоций — от полного согласия до столь же полного неприятия.

Итак, первый слой. Это сведения, которые сообщаются самому субъекту.
Субъектом называется человек, в отношении которого проводится психодиагностика — независимо от пола, возраста и должности. Как правило, в этой роли выступают сотрудники или кандидаты на ту или иную позицию на предприятии заказчика.

При непосредственной работе с субъектом речь идёт о сильных свойствах его личности, а проблемные качества подаются как зоны развития. Впрочем, порой случаются неожиданности. В практике автора бывали случаи, когда обследуемые обращаются с прямым запросом сообщить им самые «плохие» (по их определению) стороны их характера («хорошие я и так знаю»). Более того, некоторые из них просят сделать это максимально жёстко. Справедливости ради следует отметить, что подобное происходит всё же не так часто.

Второй слой информации — это сведения, которые становятся известными только заказчику.
Например, данные о коррупционном потенциале, склонности к предательству, вероятности сексуальных провокаций или домогательств. Всё это имеет прямое отношение к служебной деятельности. Есть и темы, которые, казалось бы, напрямую не связаны с работой. Например, это сексуальная ориентация и связанные с этим особенности, состояние физического и психического здоровья и многое другое.

Очевидно, что практически всё перечисленное по определению невозможно обсуждать с самим субъектом. Причин для этого, как минимум, две. Во-первых, это может оказаться для человека болезненным. Мы же помним о том, что главный принцип не только медицины, но и других помогающих профессий — не навреди. Во-вторых, в ряде случаев такое информирование способно помешать служебному расследованию.

Очень важно, чтобы сведения второго слоя не передавались от заказчика субъекту. При необходимости для последнего готовится лайт-версия заключения, где не обсуждается скрытая информация.

Испорченное поле

В антропологии есть понятие – «испорченное поле». Представьте ситуацию: группа исследователей прибывает в какую- то, допустим, деревню, общается с местными жителями. При этом им гарантируется конфиденциальность. А после эти сведения каким-то образом раскрываются, например, при публикации в научных журналах. И это становится известно тем самым местным жителям. Очевидно, что на следующий сезон никто из них не вступит в контакт с новой группой исследователей. Это и есть «испорченное поле».

То же самое происходит и в компаниях, в которых, несмотря на договорённости, сотрудникам была раскрыта информация второго, более глубокого слоя. Корпоративный заказчик, который напрямую передаёт своим сотрудникам заключение психодиагноста относительно их личности («ненуачётакова, пусть знают, им полезно») очень сильно рискует во многих отношениях – и в моральном, и в юридическом, и в финансовом. Нет нужды говорить, что после такого решения коллеги закроются навсегда, и поле корпоративной антропологии в этой компании надолго останется испорченным.

Только посмотреть

Опытный психодиагност, у которого всё в порядке с этикой, всегда насторожится, если на этапе снятия запроса услышит от заказчика, что персонал ему надо «только посмотреть».

За этой фразой нередко просматривается намерение использовать результаты исследований в неблаговидных целях, например, сослаться на них при увольнении («вот и психолог сказал, что ты нам не подходишь»). Сердце консультанта всегда теплеет, и его лицо озаряет добрая улыбка в тех случаях, когда цель работы заказчик обозначает так: «Мне надо узнать, какие у них таланты, и как их развивать».

***

Этика должна быть на первом месте, и это правило непреложно. Можно возразить: есть области психодиагностики, где не до этики. Например, надо мгновенно распознать опасных для общества лиц, несущих террористическую угрозу. На самом деле, этика есть и там. Но это уже другая история, а мы в следующем выпуске продолжим разговор о правилах, которые незаменимы в мастерстве искусства «читать человека».


Внимание! Копирование материалов, размещенных на данном сайте допускается только со ссылкой на ресурс http://www.tzmagazine.ru

Рады сообщить нашим читателям, что теперь нашем сайте работает модуль обратной связи. Нам важна ваша оценка наших публикаций! Также вы можете задавать свои вопросы.Наши авторы обязательно ответят на них.
Ждем ваших оценок, вопросов и комментариев!
Добавить комментарий или задать вопрос

Правила комментирования статей

Версия для печати

Средняя оценка этой статьи: 0  (голосов: 0)
Ваша оценка:

назад
|
Реклама
Подписка на новости
Имя
E-mail
Анти-спам код
Copyright © 2008 —2022 «Технологии защиты».