Что, впрочем, не удивительно. Ведь по характеру анализов хороший врач
может легко определить состояние здоровья человека, а очень хороший
врач ещё и составит психологический портрет. Да ещё к тому же даст точный
прогноз в отношении как здоровья, так и поведения.
Результатами психодиагностики можно распорядиться и по-другому.
Вспоминается случай, когда после завершения курса «Визуальные коды
человека» к автору подошла одна из участниц, молодая девушка. Она
поблагодарила за новые знания, и показала на экране своего смартфона
изображение парня. «Это мой бывший, — сообщила она. — Теперь я знаю,
как ему больнее сделать».
К сожалению, такие случаи предотвратить практически невозможно. Нельзя
перестать раскрывать секреты психодиагностики лишь потому, что кто-то
может воспользоваться полученными знаниями во вред другим. Ведь никому
не придёт в голову запретить кухонные ножи, хотя в 70% случаев бытовых
убийств именно они являются орудиями преступления.
Два слоя психодиагностики
Вернёмся в бизнес-среду. Здесь есть один важный этический момент. Дело
в том, что сведения, которые получает психодиагност при выполнении
корпоративного заказа, делятся на два слоя. То, о чём пойдёт речь дальше,
вызывает самый широкий спектр мнений и эмоций — от полного согласия
до столь же полного неприятия.
Итак, первый слой. Это сведения, которые сообщаются самому субъекту.
Субъектом называется человек, в отношении которого проводится психодиагностика — независимо от пола, возраста и должности. Как правило, в
этой роли выступают сотрудники или кандидаты на ту или иную позицию на
предприятии заказчика.
При непосредственной работе с субъектом речь идёт о сильных свойствах
его личности, а проблемные качества подаются как зоны развития. Впрочем, порой случаются неожиданности. В практике автора бывали случаи,
когда обследуемые обращаются с прямым запросом сообщить им самые
«плохие» (по их определению) стороны их характера («хорошие я и так
знаю»). Более того, некоторые из них просят сделать это максимально
жёстко. Справедливости ради следует отметить, что подобное происходит
всё же не так часто.
Второй слой информации — это сведения, которые становятся известными
только заказчику.
Например, данные о коррупционном потенциале, склонности к предательству, вероятности сексуальных провокаций или домогательств. Всё это
имеет прямое отношение к служебной деятельности. Есть и темы, которые,
казалось бы, напрямую не связаны с работой. Например, это сексуальная
ориентация и связанные с этим особенности, состояние физического и
психического здоровья и многое другое.
Очевидно, что практически всё перечисленное по определению невозможно обсуждать с самим субъектом. Причин для
этого, как минимум, две. Во-первых, это может оказаться для
человека болезненным. Мы же помним о том, что главный
принцип не только медицины, но и других помогающих
профессий — не навреди. Во-вторых, в ряде случаев такое
информирование способно помешать служебному расследованию.
Очень важно, чтобы сведения второго слоя не передавались
от заказчика субъекту. При необходимости для последнего
готовится лайт-версия заключения, где не обсуждается
скрытая информация.
Испорченное поле
В антропологии есть понятие – «испорченное поле». Представьте ситуацию: группа исследователей прибывает в какую-
то, допустим, деревню, общается с местными жителями. При
этом им гарантируется конфиденциальность. А после эти
сведения каким-то образом раскрываются, например, при
публикации в научных журналах. И это становится известно
тем самым местным жителям. Очевидно, что на следующий
сезон никто из них не вступит в контакт с новой группой
исследователей. Это и есть «испорченное поле».
То же самое происходит и в компаниях, в которых, несмотря
на договорённости, сотрудникам была раскрыта информация второго, более глубокого слоя. Корпоративный заказчик,
который напрямую передаёт своим сотрудникам заключение
психодиагноста относительно их личности («ненуачётакова,
пусть знают, им полезно») очень сильно рискует во многих
отношениях – и в моральном, и в юридическом, и в финансовом. Нет нужды говорить, что после такого решения коллеги
закроются навсегда, и поле корпоративной антропологии в
этой компании надолго останется испорченным.
Только посмотреть
Опытный психодиагност, у которого всё в порядке с этикой,
всегда насторожится, если на этапе снятия запроса услышит
от заказчика, что персонал ему надо «только посмотреть».
За этой фразой нередко просматривается намерение использовать результаты исследований в неблаговидных целях,
например, сослаться на них при увольнении («вот и психолог
сказал, что ты нам не подходишь»). Сердце консультанта
всегда теплеет, и его лицо озаряет добрая улыбка в тех
случаях, когда цель работы заказчик обозначает так: «Мне
надо узнать, какие у них таланты, и как их развивать».
***
Этика должна быть на первом месте, и это правило непреложно. Можно возразить: есть области психодиагностики,
где не до этики. Например, надо мгновенно распознать
опасных для общества лиц, несущих террористическую
угрозу. На самом деле, этика есть и там. Но это уже другая
история, а мы в следующем выпуске продолжим разговор
о правилах, которые незаменимы в мастерстве искусства
«читать человека».
|