| |
| Журнал ТЗ № 3-4 2024 | |
|
Раздел: Детекция
Тема: Пожарная безопасность
Автор: Игорь КУДИНОВ, руководитель отдела развития отраслевых решений и интеграции Okdesk Алексей ИЛЮШНИКОВ, начальник отдела обслуживания средств обеспечения ПБ и ГО Департамента пожарной безопасности ПАО «Мечел»
| Обеспечение работоспособности систем и средств пожарной безопасности на крупном коммерческом объекте | |
Обеспечение работоспособности систем и средств пожарной безопасности на функционирующем коммерческом объекте требует постоянного внимания. При этом значимость данной проблемы возрастает с
каждым годом эксплуатации систем. Нередки и такие ситуации, когда
специалисты, ответственные за пожарную безопасность (далее – ПБ)
объекта увольняются, а подготовка новых сотрудников требует, как
минимум, времени, не говоря уже об организационных сложностях.
Персонал профильных подрядных организаций тоже может меняться.
Всё это, а также хранение информации на бумажных носителях или
на руках у локальных исполнителей, пренебрежительное отношение к
требованиям регуляторов с течением времени приводит к негативным
последствиям, а именно:
1. Проведению ТО и испытаний на работоспособность систем «для
галочки».
2. Функционированию систем и средств пожарной безопасности с
истёкшим сроком службы (эксплуатации).
3. Игнорированию необходимости модернизации систем пожарной
автоматики (далее – систем ПА).
4. Утере проектной документации и других документов.
5. Отсутствию истории проделанных работ.
6. Отключению системы пожарной сигнализации в случае многократных ложных срабатываний на продолжительный период до
прибытия специалистов обслуживающей организации.
7. Игнорированию сроков устранения неисправностей, прописанных
в ГОСТ.
В результате значительно возрастает вероятность того, что в нужный
момент системы и средства пожарной безопасности не сработают, что,
в свою очередь, приводит к повышению рисков для жизни и здоровья
находящихся на объекте людей, также возрастают риски утраты имущества и оборудования.
В рамках данного материала мы разберём основные проблемы организации технического обслуживания и ремонта (далее – ТОиР) для
обеспечения работоспособности систем и средств пожарной безопасности на функционирующих коммерческих объектах.
Дефицит кадров и квалификации
В соответствии с п. 54 Правил противопожарного режима в Российской Федерации руководитель организует
работы по техническому обслуживанию и эксплуатации
средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения. В силу того, что коммерческие объекты нередко бывают достаточно крупными и территориально
распределёнными, возникает необходимость в назначении ответственного за ПБ лица / нескольких лиц. Но
во-первых, эти люди зачастую не имеют специальной
подготовки. А во-вторых, контроль за состоянием ПБ
становится для сотрудника дополнительной нагрузкой, и
вряд ли можно рассчитывать, что он сможет эффективно взаимодействовать с подрядными организациями,
осуществляющими работы по ТОиР систем ПА и, как
следствие, контролировать состояние систем ПА.
Еще одним фактором, усложняющим контроль со стороны собственника объекта / управляющей компании,
является наличие нескольких подрядных организаций
и договоров с ними, как по конкретным объектам, так и
по разделению на виды работ или систем ПА.
Увеличение количества объектов
и их усложнение
Следующей проблемой при организации ТОиР является
усложнение объектов: монтаж / модернизация новых
систем, наращивание количества оборудования и т.д.
Бывают случаи, когда добавляются новые объекты на
большом удалении от основного. Это приводит к тому,
что ответственному за ПБ не всегда удается лично присутствовать при проведении ТОиР силами подрядной
организации.
При наращивании количества оборудования ответственное за ПБ лицо должно принять все необходимые меры для постановки вводимого оборудования в
эксплуатацию:
- заключить дополнительное соглашение с подрядной
организацией;
- запросить у подрядчика акт первичного обследования,
паспорт на установку ПА, дефектные ведомости и др.;
- при необходимости, провести комплексные испытания
и составить соответствующий акт;
- разработать или согласовать с подрядчиком и утвердить
регламент ТОиР на вновь вводимые объемы;
- ввести другую эксплуатационную документацию.
Ужесточение требований регуляторов
Постоянно вносимые в нормативную документацию изменения, а также выпуск новых ГОСТ, ЛНА, получение от надзорных органов актов проверок, предписаний и пр., требуют
контролировать состояние систем ПА, их срок эксплуатации,
сроки реакции и решения инцидентов, проводить дополнительные испытания с составлением соответствующих актов, а
также планировать своевременную замену эксплуатируемых
систем ПА и устранение выявленных надзорными органами
замечаний. Всё это требует от ответственных за ПБ вложения
существенных ресурсов.
Дефицит технологий и комплексных решений
Для осуществления качественного и всеобъемлющего контроля за ТОиР систем ПА на вверенных объектах, а также
соблюдения действующих нормативно-правовых актов и
ведения контрольно-наблюдательного дела по ПБ требуется
понимание:
- выполняемых подрядчиком работ и их объема;
- видов и количества технической документации, ведущейся
на объектах и предоставляемой по требованию надзорных
органов;
- ведения архива документации по состоянию систем ПА
для учета.
В настоящее время на большинстве объектов ведение контрольно-наблюдательных дел (далее – КНД) ведётся на бумаге,
что создает риски утери документации, что в свою очередь,
может привести к административной ответственности согласно ст.20.4 КоАП.
На сегодняшний день ни один из популярных отечественных
вендоров систем ПА не имеет в своих аппаратно-программных комплексах (АПК) специального модуля для оцифровки
и автоматизации процессов ТОиР.
Дефицит комплексных АПК побуждает собственников и
управляющие компании самостоятельно искать и внедрять
системы класса help desk, которые позволяют:
- вести контроль и учет работы обслуживающей организации;
- оперативно информировать подрядчика о выявленных
неисправностях;
- оперативно получать обратную связь о выполненных
работах;
- автоматически пополнять КНД актами и другой документацией по эксплуатации систем ПА;
- логировать все события и хранить историю проделанных
работ.
Наличие такого инструмента на коммерческом объекта само
по себе не гарантирует работоспособность систем и средств
пожарной безопасности, но будет очень ценным нематериальным активом, который при наличии соответствующего намерения может значительно обле
| Внимание! Копирование материалов, размещенных на данном сайте допускается только со ссылкой на ресурс http://www.tzmagazine.ru
Рады сообщить нашим читателям, что теперь нашем сайте работает модуль обратной связи. Нам важна ваша оценка наших публикаций! Также вы можете задавать свои вопросы.Наши авторы обязательно ответят на них. Ждем ваших оценок, вопросов и комментариев! |
Добавить комментарий или задать вопрос
Правила комментирования статей
Версия для печати
Средняя оценка этой статьи: 0 (голосов: 0) Ваша оценка:
| | |
| |
|
Реклама |
|
Подписка на новости | |
|
|