Журнал ТЗ № 6 2024 |
  бюро находок  
  Где искать        
наши издания
наши анонсы






2024
№ 6
статьи



Журнал ТЗ № 6 2024



Раздел: ВЗГЛЯД
Тема:
Автор: Игорь КУДИНОВ, руководитель отдела развития отраслевых решений и интеграции Okdesk

Разработать самим нельзя привлекать партнёров



Разработать самим нельзя привлекать партнёров. Где поставить запятую отечественным вендорам систем безопасности, чтобы развиваться быстрее?

Для успешного развития высокотехнологичных решений вендорам зачастую требуются не только собственная команда разработчиков, но и целая экосистема технологических партнёров. Основная роль технологического партнёра сводится к расширению функциональных возможностей решения вендора, которое может повысить его привлекательность в глазах потребителя. Например, это могут быть узкоспециализированные интеграции с другими системами для выполнения задач в конкретной рыночной нише или кастомные проекты в формате заказной разработки для особо крупных и требовательных заказчиков на базе решения вендора. Примеры успешных кейсов такого сотрудничества можно легко найти в разных отраслях народного хозяйства.

Совсем иначе обстоит дело, когда речь идёт о системах безопасности (СБ). Несмотря на очевидную необходимость их развития во множестве направлений и развития IoT 1, возможность использования технологических партнёров чаще всего отвергается самими вендорами таких систем. Особенно это актуально в наиболее консервативном сегменте индустрии безопасности – среди производителей систем пожарной автоматики (СПА) и пультовой охраны (ПО). В рамках личных разговоров их представители делятся своими размышлениями и приводят множество примеров различных угроз для производимых ими аппаратно-программных комплексов (АПК) в случае развития их интеграционных возможностей и допуска к ним третьих лиц из числа технологических партнёров. Донести мысль, что нужно лишь подготовить ограниченные программные интерфейсы для осуществления интеграции, к сожалению, бывает довольно трудно.

В результате совершенно нормальной (часто встречающейся) практикой на отечественном рынке, например СПА, является абсолютно самостоятельная разработка всех АПК и отсутствие каких-то готовых интеграций с решениями технологических партнёров, несмотря на их очевидную необходимость. Конечными потерпевшими в такой ситуации становятся инсталляторы и потребители, которые не могут реализовать даже минимально кастомный сценарий использования, отличный от того, что запланировал вендор.

Ресурсов на всё не хватит

В сутках всего 24 часа, делать что-то одно автоматически означает не делать чего-то другого. На конкурентном рынке компаниям приходится расставлять приоритеты и выбирать направления деятельности из множества вариантов. На рынке СБ, например, в сегменте СПА, есть множество точек приложения усилий для вендоров с целью повышения конкурентоспособности их решений. Отметим лишь некоторые из них:

1. Совершенствование устройства извещателя пожарного (ИП).
2. Разработка систем мониторинга аналоговых значений СПА.
3. Совершенствование интерфейсов передачи данных от ИП к пожарному приёмно-контрольному прибору.
4. Совершенствование интерфейсов передачи данных между объектом и пожарным постом.
5. Объединение всех систем противопожарной защиты (СППЗ) в единую систему управления.
6. Объединение единой системы управления СППЗ с другими инженерными системами объекта.


Это лишь малая часть потенциальных векторов развития СПА. Важно отметить, что двигаться быстро абсолютно во всех направлениях, используя только собственные ресурсы, невозможно. Значит, придётся расставлять приоритеты.

Отсутствие компетенций

Существует заблуждение, что успех в каком-то деле автоматически гарантирует успех во всех остальных делах, стоит только за них как следует взяться. Игнорируются опыт в предметной области, поверхностно оцениваются риски на фоне некоторого ощущения окрылённости, неуязвимости, собственного превосходства – иллюзий, которые возникают в результате успеха в предыдущих делах.

В отечественной и зарубежной истории существует множество примеров, когда единожды добившийся головокружительного успеха предприниматель с треском проваливался, меняя рыночную нишу. Повторение успеха можно наблюдать в исключительных случаях, которые своей редкостью подтверждают правило, что практически невозможно успешно войти на новый конкурентный рынок.

Если теоретические рассуждения приземлить на СБ, то, например, в деятельности сервисных компаний, оказывающих услуги по техническому обслуживанию и ремонту СПА, есть необходимость в системе мониторинга, к которой можно подключить объекты, находящиеся на обслуживании, для своевременного устранения неисправностей в соответствии с требованиями новых национальных стандартов2. В такой ситуации вендор СПА может:

1. Игнорировать потребность рынка. В случае если потребность массовая и объективная, а конкуренты будут стараться запрос реализовать, это приведёт к снижению привлекательности СПА такого вендора в глазах целевой аудитории (далее – ЦА).

2. Разработать самостоятельно. Это потребует, во-первых, ускоренного приобретения компетенций в непрофильной области, во-вторых, постоянного наращивания выделяемого ресурса на развитие нового внутреннего продукта. По второму пункту добавлю, что в новом продукте невозможно будет поставить точку в силу того, что запросы и требования ЦА будут постоянно расти: «А нам не хватает ещё и вот этой функции», «Без такой фичи невозможно вообще использовать ваш продукт» и т. д. Делая выбор в пользу такого подхода, вендору нужно помнить о заблуждениях, упомянутых в начале раздела, и готовиться к долгосрочному инвестированию в новый продукт в надежде, например, на его будущую монетизацию.

3. Привлечь технологического партнёра. С большой долей вероятности, в том, чего не хватает вашему решению, у кого-то уже есть наработки. В случае с системами мониторинга есть продукты, развивающиеся более 10 лет. Существуют разные способы их имплементации в ваше решение – от самых консервативных (привлечение конкретного технологического партнёра для настройки интеграции) до тех, которые требуют от вас минимального участия (открытый API 3 и описанные успешные кейсы готовой интеграции).

Ни в коем случае не считаю, что имею право давать непрошенные советы уважаемым отечественным вендорам систем безопасности с опытом работы, измеряемым десятками лет. При этом не могу согласиться с правильностью столь консервативного подхода. Хочется верить, что тут, как и везде, есть золотая середина, которую нужно найти. Ведь технологическая кооперация может помочь вендорам быстрее развиваться, даст возможность требовательным заказчикам конструировать кастомные решения, а также позволит отстроиться от конкурентов.

Как представитель вендора программного обеспечения могу сказать, ссылаясь на наш опыт, что мы занимаемся только ключевыми процессами нашей бизнес-модели, остальное закрывается вспомогательными сервисами технологических партнёров. Считаю, что такой подход позволяет, с одной стороны, осуществлять контроль над нашим продуктом, а с другой – максимально быстро развиваться.

¹IoT (Internet of Things) – концепция, в которой различные технические устройства, применяющиеся в повседневной жизни, подключены к интернету и обмениваются данными друг с другом.

²Например, новый ГОСТ Р 59638-2021.

³API (Application programming interface) – программный интерфейс, набор инструкций, который используется для передачи данных из одной информационной системы в другую.

Внимание! Копирование материалов, размещенных на данном сайте допускается только со ссылкой на ресурс http://www.tzmagazine.ru

Рады сообщить нашим читателям, что теперь нашем сайте работает модуль обратной связи. Нам важна ваша оценка наших публикаций! Также вы можете задавать свои вопросы.Наши авторы обязательно ответят на них.
Ждем ваших оценок, вопросов и комментариев!
Добавить комментарий или задать вопрос

Правила комментирования статей

Версия для печати

Средняя оценка этой статьи: 0  (голосов: 0)
Ваша оценка:

назад
|
Реклама
Подписка на новости
Имя
E-mail
Анти-спам код
Copyright © 2008 —2022 «Технологии защиты».